Конфуцианство.
Конфуцианство Жу цзя («Школа ученых книжников») — это этико-политическое и философское учение, а затем одно из главных философско-религиозных течений Китая, наряду с даосизмом и буддизмом. Основные положения конфуцианства были разработаны философом Кун-цзы (Кун Цю, Кун Чжунни, Кун Фу-цзы — отсюда и латинизированное Confucius — Конфуций, 551 — 479 гг. до н. э.) и изложены в его трактате Лунь Юй («Беседы и суждения»).
Затем идеи Конфуция были развиты и дополнены его последователями — Мэн-цзы, Сюнь-цзы, Дун Чжуншу, Чжу Си и другими философами. Выражая интересы наследственной аристократии, конфуцианство объявляло власть правителя (государя) священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших («благородных мужей» и «мелких людишек») — всеобщим законом справедливости.
В основу социального устройства конфуцианство ставило нравственное самоусовершенствование и соблюдение норм этикета («ли»). Со 2 в. до н. э. и до Синьхайской революции 1911-1913 конфуцианство являлось официальной государственной идеологией. Конфуцианство — это главным образом учение для эзотериков, то есть для «внешних»: для простых людей, не ученых.
Конфуций сам подчеркивает, что обращается именно ко всем без различия возраста, социального положения и уровня образования. Предшественниками конфуцианцев были выходцы из потомственных чиновничьих семей, которые в случае потери официального поста превращались в бродячих философов и учителей, зарабатывавших на жизнь преподаванием древних книг: «Шицзин», «Шуцзин», «Лицзи», ставших затем частью конфуцианского канона («Тринадцатикнижия»), и утраченной впоследствии «Юэцзин» («Книга о музыке»).
В период Чуньцю (722-481 гг. до н. э.) таких бродячих философов было особенно много в царствах Лу (родина Конфуция) и Цзоу (родина Мэн-цзы) — на территории современной провинции Шаньдун. Поэтому именно там и зародилось конфуцианство.
|