Лао-Цзы.
Лао-Цзы (Ли Эр) — легендарный автор древнекитайского трактата «Лао-Цзы» (древнее название — «Дао дэ цзин», 4-3 вв. до н. э.), канонического сочинения даосизма. Основное понятие трактата — Дао, которое метафорически уподобляется воде (податливость и неодолимость). Вытекающий из Дао образ действий — недеяние (у вэй): уступчивость, покорность, отказ от желаний и борьбы.
Правитель-мудрец должен, отвергнув роскошь и войну, возвратить народ к примитивной простоте, чистоте и неведению, существовавшим до возникновения культуры и морали. Лао-Цзы — основоположник религиозно-философского направления даосизма, фигура загадочная во многих отношениях. Под этим именем, которое, скорее всего, является прозвищем и означает буквально «старый мудрец» (и даже «старый младенец»), в традиции фигурируют по крайней мере три разных персонажа.
Ли Эр (Лао Дань, Ли Боян, Лао Лай-Цзы), уроженец деревни Цюйжэнь волости Ли уезда Ку царства Чу, родившийся в 604 до н. э. По этой версии, восходящей к главе «Жизнеописание Лао-Цзы Хань Фэй-цзы» в «Исторических записках» (Ши Цзи) великого историка Сыма Цяня (примерно 145-86 до н. э.), Лао-Цзы служил архивистом в чжоуском книгохранилище. Встречался с Конфуцием, который был на 55 лет моложе его, причем эта встреча произвела на молодого Конфуция неизгладимое впечатление.
К концу своей карьеры разочаровался в современной ему действительности и отправился на запад с целью навсегда покинуть Китай. В пограничной области Ханьгу (территория современной провинции Хэнань) он был остановлен неким «стражем заставы» Инь Си (Гуань Инь-цзы), по просьбе которого написал или надиктовал пять тысяч слов; так возник главный текст даосизма — книга «Дао дэ цзин» («Книга о Дао и Дэ»).
Затем он продолжил путь в Индию, где его проповедь привела к возникновению буддизма (Лао-Цзы представляли чуть ли не отцом самого основателя буддизма — Сиддхартхи Гаутамы). Лао-Цзы был известен под именем Лао-цзюнь как высшее божество даосского пантеона и воплощение Дао. В одном из позднейших сказаний говорится, что он родился в 1358 до н. э. от божественной «Нефритовой девы» (Юйнюй). В честь Лао-Цзы был установлен официальный культ: первые жертвы ему были принесены по приказу императора на его родине в 156 до н. э.
Позднее в так называемой «народной религии» Лао-Цзы (Лао-цзюнь) стал одним из трех высших божеств в пантеоне, составив, наряду с «Нефритовым Императором» (Юйхуань шанди) и «Великим Первоначальным» (Тай Ши), популярную фигуру так называемых «Трех Чистых» (Сань Цин), которым часто поклонялись как одному божеству.
Наконец, именем Лао-Цзы должен быть назван и реальный автор (или авторы) философских афоризмов, собранных в книгу «Дао дэ цзин». Пафос философствования в стиле Лао-Цзы — в обличении извращений человеческой природы, вызванных навязываемой индивиду репрессивной культурой, под которой подразумевается прежде всего конфуцианская мораль, и в призывах возвратиться к неким простым и естественным отношениям в условной деревенской идиллии.
|