Даосизм.
Само название Дао дэ цзя — «школа Дао-дэ». Даосизм — это одно из главных направлений древнекитайской философии и национальная религия Китая. Даосизм возник во 2-й половине I тысячелетия до н. э. в чжоуском Китае практически одновременно с учением Конфуция. Согласно традиции, основателем даосизма считается Лао-Цзы (Ли Эр, Лао Дань, Ли Боян, Лао Лао-Цзы, род. в 604 г. до н. э.), однако важнейшим его мыслителем был Чжуан-Цзы (369-286 гг. до н. э.).
Учение даосизма изложено в трактатах, названных по именам этих мыслителей (трактат «Лао-Цзы» более известен под названием «Дао Дэ Цзин»). В настоящее время большинство ученых приходит к выводу, что трактат «Чжуан-Цзы» появился около 300 до н. э., приблизительно в то же время что и «Лао-Цзы», в связи с чем датировка возникновения даосизма передвигается с VI-V вв. до н. э. (как считалось ранее) к IV-III вв. до н. э.
Концепции Инь-Ян тоже часто связывают с именем Лао-Цзы, но на самом же деле она была создана и активно использовалась, по крайней мере, 4800 лет назад, т. е. за несколько тысячелетий до Лао-Цзы и его знаменитой работы «Дао Дэ Дзин», излагающей принципы даосизма. Исходной идеей философии даосизма является учение о Дао («Путь») — первооснове и закономерности бытия всего сущего. Дао является одновременно и субстанцией-основой, и извечным, естественным и всеобщим законом спонтанного возникновения и развития Вселенной, человека и общества.
Как таинственная целостность Универсума, Дао присутствует во всем, но ничем единичным не исчерпывается, не познается разумом и не выражается в словах. Дао также рассматривается как порождающее начало всего сущего — «мать» Поднебесной, и выступает синонимом единого мирового целого — Да куай («Великий ком»). Дао присуща благая сила дэ («добродетель»), посредством которой оно проявляет себя в мире, причем конечные формы этого проявления (субъекты) рассматриваются как воплощение или оформление Дао.
К ведущим даосским концепциям относятся также принципы Цзы-Жань (самоестественность, спонтанность) и У-Вэй (недеяние). Первый из них дословно означает «то, что само по себе (цзы) таково, каково оно есть (жань)». В данном случае речь идет о том, что Дао абсолютно свободно, ни от чего иного не зависит и следует лишь своей собственной природе. Отсюда вытекает принцип следования Дао, т. е. поведения, согласующегося в микрокосме с Дао (природой) человека, а в макрокосме — с Дао Вселенной. Мудрец не должен, исходя из собственных субъективно ограниченных желаний и пристрастий, противодействовать природе окружающих его вещей и явлений.
Напротив, он должен «следовать вещам» (шунь у). Все вещи равны между собой, поэтому истинный мудрец свободен от пристрастия и предвзятости: он одинаково смотрит на знатного и раба, соединяется с вечностью и с Вселенной и не печалится ни о жизни, ни о смерти, понимая их естественность и неизбежность. С другой стороны, мудрец может, используя свое постижение природы той или иной вещи, поставить ее себе на службу, как бы «плыть по течению в нужном направлении».
Постижение природы вещей и согласованность с ней позволяет «мягкому побеждать твердое» и «слабому превозмогать сильного». Принципы Цзы-Жань и У-Вэй стали важными источниками методологических и мировоззренческих основ китайской системы психофизической тренировки, применяющейся, в том числе, и в воинских единоборствах (ушу и многих других). Всякое же действие, противоречащее Дао, означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели.
Вселенную нельзя привести в порядок искусственным образом — для установления в ней гармонии и порядка необходимо дать свободу ее прирожденным качествам. Соответственно, мудрый правитель, следующий Дао, не делает ничего, чтобы управлять страной, и тогда она процветает, пребывая в спокойствии и гармонии. Другим очень существенным для даосизма понятием является категория «пневмы» или «эфира» — ци. Под ци понимается исходная первосубстанция, из которой как бы «состоит» все сущее. Сгущаясь и огрубляясь, ци становится веществом, утончаясь — духом.
В промежуточном состоянии ци представляет собой жизненную энергию и силу, растворенную в природе и поглощаемую человеком при дыхании. Эта жизненная сила циркулирует и по особым каналам (цзин) в человеческом теле. Ее накопление и правильная циркуляция в теле — одна из важнейших задач даосских дыхательных и гимнастических упражнений, лежащих в основе различных систем ци-гун («работа с ци»). Первоначальное ци (юань ци) просто и внекачественно, однако в процессе порождения Универсума оно как бы поляризуется и дифференцируется.
Два важнейших космологических состояния единого ци — это Инь и Ян (Инь-Ци и Ян-Ци) — т. е. женское, покой, холодное, темное, мягкое с одной стороны, и мужское, движение, горячее, светлое, твердое — с другой. Эти два состояния находятся в абсолютной гармонии и взаимопереходе. Идея гармонии этих взаимодополняющих и коренящихся друг в друге противоположностей была закреплена в даосизме в понятии Тай-Цзи («Великий Предел»).
Элементы мистики и иррационализма, содержащиеся в учении даосов, постепенно привели к разделению даосизма во II-III вв. н. э. на философский (Дао цзя), получивший дальнейшее развитие в неодаосизме (Хэ Ян, Ван Би, Цзи Кан, Сян Сю, Го Сян и другие философы), и религиозный (Дао цзяо).
|